Основные законы движения биологических и социальных систем

Как видим, биологические и социальные системы существуют если не по одинаковым, то по очень и очень похожим законам. Поэтому, чтобы в дальнейшем всякий раз, когда мы будем говорить о биологических и социальных системах, вместо того, чтобы употреблять эти два длинных слова (биологические и социальные) предлагается пользоваться одним – психофизические – исключительно ради удобства. В этом слове есть два корня, что подчеркивает основное отличие психофизических систем от других – наличие психических процессов, влияющих на реальный, физический мир. Это влияние происходит в соответствии с выведенным из основного уравнения квантовой механики – уравнения Шредингера – законом, который связывает приращение вероятности какого-либо события с образом этого события в психике субъекта.
Кроме того, нам известно, что движение любой психофизической системы протекает в соответствии с принципом максимума свободы, а изменение свойств психофизической системы протекает в соответствии с первым законом. Уточним все определения еще раз:

Принцип максимума свободы:

Свобода незамкнутой психофизической системы стремится к максимуму.

Первый закон движения психофизических систем:

Изменение свойств психофизической системы происходит тогда, когда скорость приращения свободы меньше информационного образа минимальной скорости, хранящейся в памяти системы. Изменение происходит в сторону увеличения свободы психофизической системы.
Закон изменения вероятности:

Приращение вероятности какого-либо события за определенный промежуток времени прямо пропорционально произведению информационного образа данного события на вероятность данного события и на промежуток времени.
Как видим, для описания движения психофизической системы необходимо учитывать не только вещественную часть энергии системы, но и мнимую часть – информационные образы, находящиеся в психике системы. Далее, необходимо помнить, что всякая психофизическая система обладает как свойствами макротел, являющимися обычными для нас – непрерывность механического движения, потоков тепла, процесса роста, но и квантовыми – порционное потребление энергии, дискретность размножения и т.д. Это делает описание движения психофизических систем очень сложным. Сейчас невозможно даже сказать, выполняется ли закон сохранения свободы – основной характеристики психофизической системы (скорее всего, выполняется). Более того, на сегодняшний момент является неизвестным даже математическое выражение для свободы, ее количественная связь с энергией и информацией системы. Мы просто дали определение свободы как возможности совершать движение в самом широком, философском смысле, показали, что свобода является мерой движения психофизических систем, и раскрыли основные законы изменение этой характеристики.
Дадим еще одно определение психофизической системы (это основное определение, с которого надо было начинать):

Психофизические организмы образуют психофизическую систему в том случае, когда изменение свободы одного организма изменяет свободу остальных организмов.
Принадлежность к системе – объективное явление, которое не зависит ни от образа системы в психике организма, ни от образа организма в психике системы. Отсюда следует интересный вывод: для организации психофизической системы достаточно одновременно увеличить (или уменьшить) свободу нескольких элементов, которые затем и организуют систему. С этим явлением каждый сталкивался множество раз: речь идет о коллективном потреблении спиртных напитков, которые ограничивают свободу путем ограничения качества информационного обмена, в результате чего возникает чувство единства, принадлежности к одной психофизической системе, что, безусловно, важно для существования родов (еще можно вспомнить североамериканских индейцев с их трубкой мира или африканские танцы под навязчивый ритм барабанов).
Отличия отдельного организма от системы настолько расплывчато, что в дальнейшем мы будем пользоваться только словом система, обозначая им как отдельный организм типа клетки, животного или человека, так и сложные системы типа род, государство, цивилизация. Очевидно, что существует некая иерархия: человек является составной частью рода, который в свою очередь является составной частью государства, которое является частью цивилизации. Человечество как психофизическая система является составной частью биосферы Земли. В случае существования внеземных форм жизни можно предполагать, что биосфера является составной частью космической психофизической системы. Последнее утверждение будет доказано тогда, когда будут доказаны факты информационного или энергетического обмена между Землей и Космосом (и именно обмена, а не просто поглощения энергии).
Очевидно также, что существует иерархия приоритетов: так как психофизическая система более высокого порядка обладает большей свободой, то увеличение этой свободы может протекать за счет ограничения свободы психофизических систем более низкого порядка. Такой процесс описывается взаимодействием типа «хищник-жертва», причем данное взаимодействие существует между системами любого порядка, от простейших одноклеточных до государств и цивилизаций. Отсюда вытекает еще один способ классификации психофизических систем: по способу увеличения своей свободы. Мы будем называть системой первого класса те системы, которые увеличивают свою свободу за счет систем более низкого порядка; а системой второго класса - те системы, которые увеличивают свою свободу за счет систем того же порядка. Например, травоядные будут системой первого класса, а хищники – второго, так как они увеличивают свою свободу за счет травоядных, являющихся системой того порядка, что и хищники. Процесс появления систем второго класса является объективным и необходимым, доказательством чего является существования данного разделения для систем всех порядков. Можно предположить, что системы второго класса являются своего рода контролирующими органами системы высшего порядка (вспомните: волки – санитары леса), и их существование необходимо для обеспечения максимума свободы систем более высокого порядка.
Теперь можно сказать, что нами разработан аппарат, позволяющий качественно анализировать психофизические системы и пути их дальнейшего движения с большой точностью, что необходимо для решения задачи оптимального управления процессом движения психофизических систем, и в первую очередь таких сложных, как государство или предприятие. Причем найденное решение будет оптимальным настолько, насколько будет обеспечиваться максимум свободы как можно большего числа систем разных порядков – критерий оптимальности. Было бы очень неплохо доказать единственность оптимального решения задачи управления движением психофизических систем – это положило бы конец всякой политической демагогии. Но сделать это невозможно, пока не разработан математический аппарат (или система уравнений), описывающий данное движение с той или иной точностью.

Постановка задачи разработки оптимальной стратегии управления

Рассмотрим на примере Украины, как можно пользоваться принципом максимума свободы для анализа движения конкретных психофизических систем. Так как процесс образования и развития украинского государства протекал буквально перед глазами, он занимает небольшой промежуток времени. Мы попытаемся выяснить, какие именно факторы оказали наиболее существенное влияние на движение Украины как государства, что привело к кризисной ситуации в экономике (докажем ее неизбежность), а также проанализируем, на примере нашей страны, капитализм как психофизическую систему с определением его сильных и слабых сторон.
Первое, что следует заметить – образование самостоятельного украинского государства произошло в результате деления более большого и старого государства (не будем пока рассматривать Киевскую Русь) – Московского – которое образовалось в 14-15 веках и росло до середины XIX века, после чего начался процесс деления (рождение новых государств из старого). Этот процесс продолжается до сих пор и сопровождается качественными внутренними изменениями вроде смены общественного строя, которые и обуславливают волнообразность данного процесса, но не делают его менее необратимым. Можно с большей вероятностью предположить, что Россия потеряет не только Кавказ, но и сибирские колонии, и случится это тогда, когда информационный образ Москвы станет отрицательным в сознании людей, населяющих эти территории, независимо от происхождения, вероисповедания и т.д. Можно ли этот процесс остановить? Согласно принципу максимума свободы, безысходности не существует. Да, Россия, как и всякая другая живая система, не может быть статичной, она либо развивается, либо умирает. Проблема в том, что развитие для России в первую очередь – это прирост её территорий. А это противоречит интересам правящих групп соседних с Россией стран, а также интересам США, ЕС, Китая, Японии. Поэтому единственный выход для России – начать масштабную колонизацию планет Солнечной системы. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в Приложении 2, а пока что скажем,  что ракеты для этого не годятся, так как не в состоянии обеспечить движение с постоянным ускорением. А движение с постоянным ускорением, равным земному,  обеспечивает достижение Марса за 2-3 дня. Причем в комфортабельных земных условиях, которые могут выдержать и нетренированные врачи, пекари, строители, учителя, металлурги. Технически это сделать возможно, что и показано в Приложении 2.
Вернемся к Украине. Сразу же после рождения наше государство, как всякая другая психофизическая система, начинает формировать свою нервную систему – органы контроля (налоговая инспекция, СБУ, таможня). Причем неизбежно появляются системы второго класса (так как государство испытывает в них потребность), которые живут исключительно за счет отнятия свободы в виде денег (плата налогов, разрешений, лицензий) у систем первого класса – производителей и торговцев (хотя торговцы – это производители услуг по обеспечению потребностей населения). К 1997 году сложилась ситуация, когда государство как психофизическая система более высокого порядка поглотила практически всю свободу систем низшего порядка, из которых оно состоит – родов. Но этой поглощенной свободы оказалось недостаточно, чтобы вступать в борьбу с другими психофизическими системами того же порядка – государствами – с целью отнятия принадлежащей тем свободы. Поэтому государство начинает обратный процесс возврата свободы отдельным родам – создался институт частного предпринимательства, что обеспечило рост производства продуктов и других товаров народного потребления, что, в свою очередь, обеспечило прирост свободы государства (увеличения бюджета). Но, в связи с тем, что большая часть населения Украины заняты в машиностроении, энергетике и сельском хозяйстве, то несвобода этих отраслей сводит на нет все попытки поднять экономику просто за счет увеличения свободы мелких торговцев. А развал этих базовых отраслей выгоден тем родам, которые активно участвуют в процессе приватизации, так как это дает возможность, затратив небольшие средства, существенно увеличить свою свободу. Причем эти рода активно создают положительный образ процесса приватизации, преподнося этот процесс как единственный способ вывести предприятия из кризиса. Хотя данное утверждение в корне неверно, так как для того, чтобы предприятие заработало, необходимо и достаточно назначить на пост директора высокопрофессионального хорошо оплачиваемого специалиста, прямо заинтересованного в росте производства, т.е. приращение свободы которого прямо пропорционально произведенной и проданной продукции. Кому принадлежит это предприятие – государству или частному лицу – дело десятое, главное, чтобы была четкая система контроля над его работой. Очевидно, что для малых предприятий типа мастерских, магазинов, небольших оптовых фирм создавать такую систему контроля просто не выгодно, тогда как для крупных стратегических предприятий с числом работающих более 500 человек это вполне оправдано. Кроме того, в приватизации могут участвовать также и иностранные капиталы, что абсолютно не выгодно украинским родам, так как они не обладают еще тем количеством свободы (денег), которое позволяет на равных конкурировать. Если на это наложить интересы государства как психофизической системы, то становится вполне понятным, почему крупная приватизация идет медленными темпами.
Так в чем же основная причина того глубокого кризиса, в котором находится Украина  как государство с момента своего рождения? Очевидно, это неэффективная система управления, которая не обеспечивает государство той свободой, которая необходима для полноценного существования среди других психофизических систем того же порядка. Кроме того, неэффективная система распределения произведенной свободы, что порождает конфронтацию между родами, которая может привести к уничтожению государства. Но и система управления, и система распределения построены в лучших традициях капитализма со всеми демократичными атрибутами. Поэтому приходится сделать вывод о том, что капиталистическая система на данный момент является устаревшей и не способна обеспечить рост вновь образовавшихся государств.